Фрол Романович Козлов

Фрол Романович Козлов 

(1908 – 1965 гг.)

1

           Касимовская земля – это родина многих знаменитых людей. Одним из них является Фрол Романович Козлов, выдающийся государственный и политический деятель Советского государства.

 

2

Фрол Романович Козлов родился 18 августа 1908 года в деревне Лощинино Касимовского уезда Рязанской губернии в бедной крестьянской семье. Уже с детства Фрол выделялся сообразительностью и самостоятельностью. Чтобы он смог получить образование, родители покупали ему книги на последние средства, и за годы учебы у него скопилась неплохая библиотека.

(на фото родители Ф. Р. Козлова)

      3  В 1921 году Фрол Романович окончил семь классов Лощининской школы. Начав свою трудовую деятельность в 1923 году чернорабочим на Касимовской льно-прядильной фабрике «Красный текстильщик», одновременно учился в школе фабрично-заводского ученичества. Окончив ее, стал мастером в чесальном цехе.  

(на фото здание школы)                                             

         В ноябре 1923 года вступил в члены Российского Коммунистического Союза молодежи. В его членской карточке в графе «Причины и цель вступления в Союз» написано: «Желаю работать совместно с членами и получить развитие». Энергичный, общительный юноша был душой фабричной молодежи, и вскоре его избрали секретарем комсомольской организации фабрики.

В августе 1926 года Фрол Романович вступил в члены Всесоюзной Коммунистической партии большевиков.

В середине 1927 года он был избран членом Рязанского губернского комитета Российского Ленинского коммунистического Союза молодёжи и сосредоточился на работе в Касимовском уездном комитете  комсомола.

С конца 20-х годов в стране начались глубокие преобразования. Восстановив разрушенное хозяйство, советский народ приступил к индустриализации страны. Новым фабрикам и заводам нужны были грамотные специалисты современного уровня.

В сентябре 1928 года по комсомольскому набору Фрол Романович  был направлен на учебу в Ленинградский политехнический институт и, после его окончания по распределению, как молодой специалист был назначен на должность инженера крупного металлургического завода в Ижевске.

Фрол Романович активно взялся за укрепление трудовой дисциплины и совершенствование технологического процесса. За два года работы на заводе он четыре раза премировался за внесение и внедрение рационализаторских предложений, за активное участие в изобретательской работе, вошел в состав членов бюро инженерно-технического совета прокатного цеха. Он проявил себя хорошим организатором и активным общественником, за что и был избран в марте 1940 года вторым секретарем Ижевского Горкома партии.

В годы Великой Отечественной войны Фрол Романович Козлов провел большую работу по перестройке местной промышленности на военный лад, увеличению производственных мощностей, повышению количественных показателей выпускавшейся военной продукции, освоению производства новых видов вооружения, а также по размещению и скорейшему введению в эксплуатацию эвакуированного оборудования. Ижевский металлургический завод, несмотря на военное лихолетье, дал в 1943 году фронту дополнительного вооружения на 8 стрелковых дивизий и 80 авиационных полков. Во Всесоюзном социалистическом соревновании прокатный цех завода удостоился звания «Лучший прокатный цех наркомата», а трест «Ижевскстрой» признали лучшим в системе Наркомстроя СССР. В успехах ижевских тружеников тыла была большая заслуга городской парторганизации и ее секретаря.

Фрол Романович видя, как напряженно работали люди, не отказывал им в какой- либо просьбе, выполнял данные обещания. Будучи секретарем горкома партии,  постоянно посещал производственные коллективы. Ничто не проходило мимо его внимательного взгляда.

Организаторские способности Фрола Романовича Козлова были замечены в Кремле, и как один из лучших секретарей горкомов партии в начале 1944 года он был переведен из Ижевска на работу в аппарат ЦК ВКП(б).

После Великой Отечественной войны, победы над гитлеровской Германией настала пора восстанавливать народное хозяйство, модернизировать производство, упорядочить партийно-государственную систему, переводить ее на мирное строительство. В связи с послевоенными заданиями Фрола Романовича направили в Куйбышев, где с 1947 по 1949 годы он был вторым секретарем Куйбышевского обкома ВКП(б). Козлов Фрол Романович по партийной линии курировал производство новой авиационной техники.

В послевоенные годы наша страна отставала от мировых стандартов авиастроения, но творческий и технический потенциал набирал силу. Конструкторы и ученые, окрыленные творческими идеями, внедряли невиданные технологии в металлургической, химической, радиотехнической отраслях, станкостроении и приборостроении.   В авиастроении рождался новый тип  реактивного самолета – Ту-4. Нужно было осваивать изготовление новых материалов, приборов, навигационных систем, все то, что наша промышленность прежде не выпускала.

4     Обладая  огромной политической волей, недюжинным организаторским талантом, Фрол Романович Козлов превратил Куйбышевский обком партии в штаб для заводов и институтов, работавших над созданием  самолета Ту-4. В этой программе участвовало более девятисот заводов, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов.  По масштабам ее можно сравнить с созданием ядерной бомбы и баллистических ракет. Именно под Ту-4 создавалась первая советская ядерная бомба РДС-1 массой 5 тонн.

Для выполнения программы были привлечены специалисты из Германии, имевшие опыт работы в авиационной промышленности. «Переселенцев» принял завод в поселке Красная Глинка, что в Куйбышевской области. Многие приезжали с семьями. Для них были построены дома и школы. В целом взаимоотношения между советскими и немецкими специалистами были уважительными и дружественными, сотрудничество – конструктивным.

Фрол Романович Козлов уделял большое внимание решению текущих вопросов на предприятиях. Он бывал всюду, где нужна была помощь. Не было завода или района, с которыми бы Фрол Романович не имел тесного контакта.

Несмотря на послевоенные трудности, Куйбышевский авиационный завод в установленные сроки освоил изготовление всех агрегатов самолета. В 1948 году начались государственные испытания сразу трех реактивных бомбардировщиков Ту-4.

5    В апреле 1949 года куйбышевские авиастроители доработали 20 бомбардировщиков  Ту-4. Правительственная комиссия отобрала четыре из них, ставших эталоном для повторных испытаний.

        Куйбышевский завод был ведущим и в производстве истребителей МиГ-15. В 1949 году сдал Военно-вооруженным силам 509 боеготовых самолетов. За это коллектив завода в 1949 году получил благодарность от Иосифа Виссарионовича Сталина.

(на фото здание авиазавода №1,
г. Куйбышев, Самара)

        В 1949 году Фрола Романовича Козлова перевели в Ленинград. Несколько месяцев он был парторгом Кировского завода, и уже в октябре 1949 года его избрали секретарем городского комитета партии. Через 3 года Фрол Романович стал вторым секретарем областного комитета партии, а в ноябре 1953 года возглавил Ленинградскую партийную организацию. Находясь в Ленинграде, он прошел путь от второго секретаря горкома до первого секретаря  Ленинградского обкома КПСС.

После XX съезда КПСС, с февраля 1956 года Фрол Романович одновременно входил в состав членов Бюро ЦК КПСС по РСФСР. Февральский пленум 1957 года по предложению Никиты Сергеевича Хрущева утвердил его кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС.

Фрол Романович Козлов решительно поддержал Хрущева в борьбе с «антипартийной группой» Маленкова, Молотова, Кагановича. На июньском (1957 г.) пленуме ЦК КПСС был избран членом Президиума ЦК КПСС.

В декабре 1957 года он был назначен председателем Совета Министров Российской Федерации, с марта 1958 года – первым заместителем председателя Совета Министров СССР. В те же годы стал членом президиума Верховного Совета СССР.

Согласно распределению обязанностей между заместителями председателя Совета Министров СССР Фролу Романовичу  было поручено руководство комиссией Президиума Совета Министров СССР по текущим делам, наблюдение за работой союзных Министерств – путей сообщения, морского флота, транспортного строительства, связи, а также Главных управлений по строительству автомобильных дорог и гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР.

Установившиеся доверительные отношения с Никитой Сергеевичем Хрущевым позволили Фролу Романовичу Козлову успешно решать в Москве вопросы финансирования строительства Ленинградского метрополитена. 7В связи с празднованием 250-летия Ленинграда Фролу Романовичу удалось получить большие ассигнования на модернизацию городской инфраструктуры. В городе проводились большие работы по его благоустройству.

 

(на фото Ю. А. Гагарин, Н. С. Хрущев, Ф. Р. Козлов, Л. И. Брежнев на трибуне Мавзолея 1961г.)

4 мая 1960 года на пленуме ЦК КПСС Фрол Романович Козлов был избран секретарем ЦК КПСС и стал вторым должностным лицом в государстве. С лета 1960 г. Никита Сергеевич Хрущев поручал Фролу Романовичу руководить работой Президиума ЦК КПСС на время своего отсутствия в Москве. Фрол Романович Козлов обладал фантастической работоспособностью, занимая одновременно несколько ответственных постов в высшем эшелоне партийно-государственной власти. Он был депутатом Верховного Совета СССР 3, 4, 5, 6 созывов, членом Президиума Верховного Совета СССР.

Заслуги  Фрола Романовича были  высоко оценеФ. Р.Козловны государством. Он был награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды и многими другими наградами. В 1961 году Фролу Романовичу Козлову присвоили звание Героя Социалистического Труда.

Находясь на высоких постах в Ленинграде и Москве, Фрол Романович не забывал свою малую родину. При его помощи и инициативе в Рязани были построены завод «Центролит», картонно-рубероидный завод  и завод химического волокна. Не мал его вклад в строительство Ново-Рязанской ТЭЦ, модернизацию и реконструкцию приборного завода и заводов «САМ», «Красное знамя», «Теплоприбор», комбината искусственного волокна и других предприятий. Примечательно, что в результате этого численность населения Рязани по сравнению с послевоенным периодом возросла в 10 раз и превысила 500-тысячный рубеж.

Фрол Романович помог решить области очень важный вопрос строительства асфальтовой дороги Рязань-Клепики-Сасово-Рязань. И вот уже более 50 лет эта трасса является главным следующим средством между районами области.

Касимовцы до сих пор благодарны за решение вопроса о строительстве железнодорожной ветки от Касимова к Московско-Уральской железной дороге. Она вступила в строй в 1961 году.

В планах Фрола Романовича было и строительство железнодорожного моста через Оку, чтобы наладить железнодорожное сообщение Касимова с крупными центрами, но, к сожалению, этого он осуществить не успел.

На Касимовской земле Фрола Романовича Козлова называли «лощининским» Ломоносовым. Мнение о нем утвердилось как о человеке умном, хозяйственном, порядочном. Он трепетно относился к родным и близким людям, к землякам – касимовцам, выслушивал их нужды, вникал в их житейские проблемы, стремился помочь. Познавший нищету и неустроенность, Фрол Романович считал человеческим долгом помочь кому-то получить образование, решить проблему с жильем, обустроить жизнь после окончания вуза. Многие молодые лощининцы (поколение 40-50-х годов) благодаря ему получили образование. Не только родственники, но и сельские абитуриенты, поступавшие в столичные вузы, проживали у него дома на Ленинских горах до тех пор, пока не решался вопрос с жильем.

Деятельность Фрола Романовича Козлова была прервана в связи с тяжелой болезнью. С ноября 1964 года он  находился на пенсии по состоянию здоровья. 30 января 1965 года Фрол Романович ушел из жизни. Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

6     Для увековечения памяти Фрола Романовича Козлова благодарные земляки в мае 2013 года открыли мемориальную стелу на повороте дороги к деревне Лощинино.

Малоизвестные страницы биографии Фрола Романовича нашли отражение в книгах доктора наук, профессора, заведующего кафедрой8 «Истории России» Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина Александра Федоровича Агарева. 7 В 2010 году вышло в свет первое издание книги «Преемник Хрущева», а в 2011 году оно было дополнено новыми главами. В октябре 2014 года в школе № 2 города Касимова состоялась презентация  книги «Фрол Козлов. На взлете». Эти книги написаны на основе документальных материалов, находящихся в государственных архивах.

Крупные политические фигуры всегда неоднозначны, и потому получают разную оценку современников. Но время все расставляет по своим местам. Чтобы не росли наши дети «Иванами, не помнящими родства», мы и сами не должны забывать страницы прошлого, тем более, когда история нашего государства так тесно соприкасается с жизнью нашего  земляка.