История усадьбы

«Красные скалы высокого берега Оки, фантастически изрытые ливнями и половодьем, с глубокими лабиринтами ущелий, провалов, пещер; с темными лесами, которые вплотную подступают к широкому речному пути – в давние времена были царством «удалых разбойников», неуловимых отечественных Фра-Диаволо, жуткая память которых еще не умерла в местных сказках. Подвиги легендарного Кудеяра дали настоящему владельцу Истомино, композитору Александру Алексеевичу Оленину, канву для его цикла русских песенных композиций. А по имени знаменитого разбойника Истомы зовется и сама усадьба – в старину «Урочище Истомино».

Так начинает свой рассказ, опубликованный в 1916 году в журнале «Столица и усадьба», посвященный прошлому и настоящему интереснейшей усадьбы Истомино Касимовского уезда Рязанской губернии, хозяевами которой были и Якушкины, и князья Максутовы, и потомки президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, В. А. Дударева

В 1863 году жена князя Сергея Николаевича Максутова продает имение Варваре Александровне Бакуниной, которая в 1862 году вышла замуж за Алексея Петровича Оленина. Супруга Алексея Оленина, Варвара Александровна, была дочерью А.П.Бакунина, лицейского приятеля А.С. Пушкина. У Алексея Петровича и Варвары Александровны Олениных было четверо детей: сыновья Петр и Александр, дочери Варвара и Мария.

Групповой портрет детей Алексея Петровича Оленина: Александр, Варвара, Мария, Петр. Слева на право: Александр стоит, держась левой рукой за стул; Варвара сидит на стуле; Мария стоит, опираясь на балюстраду; Петр сидит на декоративной балюстраде.

Очень скоро усадьба стала таким же местом в культурной жизни семьи, как некогда Приютино в жизни отца и деда Алексея Петровича. Истоминский дом больше напоминал музей, в котором стояли бюсты, висели портреты многих Бакуниных и Олениных, исполненные К. Брюлловым, О. Кипренским, А. Орловским, П. Орловым и другими известными художниками.

Оленин Александр Алексеевич и его сын Павел у рояля в кабинете Истоминского дома. 1918, лето.

Новые владельцы энергично взялись за реставрацию обветшавшего дома. Прекрасная каменная терраса на арках и две широкие полукруглые лестницы образуют спуск в парк, прямо на откос горы, где внизу, у подножия, широко разливается Ока. Из Москвы был приглашен художник-скульптор Севрюгин для отделки дома. Он довольно неудачно придумал заменить традиционные колонны фасада – кариатидами собственной скульптуры. Над окнами он прилепил раковины и пучки трав – и получилась досадная мелочная украшенность, в полной дисгармонии со строгой простотой всей массы здания. Кариатиды от времени разрушились, и об этом меньше всего приходится жалеть. Со стороны двора Севрюгин приделал открытую террасу на ионических колоннах, которые еще стоят, хотя крыша террасы уже разобрана.

Фасад барского дома в Истомино со стороны Оки. (Фото с акварели Г.Гаккеля 1873 г. (переснято из журнала “Столица и усадьба”, 1916 г., №68)).

В таком виде дом изображен на сохранившейся в Истомине акварели художника – дилетанта г. Гаккеля, одного из многочисленной компании художников, всегда гостивших в Истомине. Картина датирована 1873 г. Влево от дома видна китайская башня; перед террасой – цветнички и расчищена широкая площадка, в центре которой поднимается статуя Венеры. Венера печально кончила свои дни во время одного урагана. Она была сорвана с пьедестала, разбилась вдребезги».
Вплоть до 80-х годов Истомино стоит в периоде подъема. Жизнь бьет ключом. Оленин – общественный деятель, любитель искусства, и хлебосол, принимает в своей усадьбе всю губернию. Для многочисленных друзей из художественного мира, подолгу живших в Истомине и здесь работавших, было устроено ателье в верхней комнате китайской башни.

Вид господского дома в Истомино 1819 г.

На фотографии за кустами виден высокий шпиль китайской башни. Интересна история ее создания. Князь Николай Васильевич Максутов, бывший владелец, любил деревенскую жизнь и усердно обустраивал Истоминскую усадьбу. Рядом с домом он задумал соорудить китайскую башню, которая благополучно дожила до 20-х годов ХХ века. Главным атрибутом китайского стиля считалась вогнутая крыша. Сооружение столь необычайного покрытия должно быть немало смущало местных зодчих; и князь, чтобы иметь полную уверенность, что китайская крыша не свалится ему на голову, объявил крестьянам, что даст вольную тем, кто найдет искривленные от природы древесные стволы соответственной кривизны и толщины, чтобы на них можно было поставить крышу. Четыре счастливца, которым судьба дала возможность встретить в лесу достаточно кривые стволы, получили вольную; а китайская крыша много лет прочно лежала на этих оригинальных стропилах.
Внук президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, Алексей Петрович, «увлекался лепкой и рисованием, но был одновременно и гусаром-воякой, участвовавшим в затянувшейся Кавказской войне с горцами, кутилой, мотом, заядлым охотником, доставлявшим немало волнений и тревог в молодости родителям, а позже и своей жене Варваре Александровне, урожденной Бакуниной».

Оленины на крыльце дома в Истомино. 1880- 1890-е годы. Групповой портрет Олениных: на террасе в кресле сидит мать владельца усадьбы Мария Сергеевна Оленина, урожденная Львова, в окружении сыновей: Алексея Петровича, Николая Петровича, и Сергея Петровича, стоят: Мария Алексеевна Оленина, рядом с ней Александр Алексеевич Оленин и др.


Первоначальное образование два старших брата и младшие сестры получили под руководством матери. Варвара Александровна была женщиной образованной и сама учила детей. В семье говорили по-французски и по-английски, любили музыку, книги. У Алексея Петровича была порядочная библиотека.

«Средств у семьи никогда не было и мы всегда перебивались. Учился дома у матери, женщины образованной и передовых взглядов <…> Она не развила ни одного из своих талантов к литературе и живописи, но передала их детям <…> Она не сумела дать нам – детям cвоим – систематическое образование, вернее, была лишена возможности сделать это в глухой провинции, не разлучаясь с детьми, но она поняла, что развитие души и сердца детей выше всяких дипломов и что влияние просвещенной матери полезнее школьного образования. У нас были учителя и гувернантки и сама моя мать занималась с нами, в особенности со мной…» П.А.Оленин – Волгарь.

Последние годы своей жизни Алексей Петрович провел в родовом имении Олениных, Салауре, в том же Касимовском уезде. Здесь он и умер. Истомино опять на долгое время осталось необитаемо; тянулись годы запустения, а вместе с тем неизбежного медленного разрушения – и лишь в с возвращением из-за границы Александра Алексеевича Оленина с семейством, старый дом мало-помалу приходит в себя после долгой одинокой дремоты.

Оленин Александр Алексеевич с женой Верой Михайловной и детьми: Алексеем, Марией и Юрием. Конец XIX века.

Александр Алексеевич Оленин, блестящий пианист, талантливый композитор, в дальнейшем заслуженный деятель искусств родился в Истомино 1 июня 1865 года и был последним ее владельцем.Александр Алексеевич после окончания Петербургской консерватории в 1889 году вернулся в родовую усадьбу. В этом же году он женился на дочери потомственного почетного гражданина города Касимова Михаила Львовича Наставина – Вере. Она выросла в известной в Касимове купеческой семье, три представителей которой 13 раз избирались на пост городского головы. В 1886 году Вера Михайловна окончила курс Московского Александровского института.У четы Олениных кроме старших Алексея (1890г.) и Юрия (1893г.) родились еще два сына – Александр (1898г.), Павел (1905г.) и дочь Мария (1891г.).

Марианна ДАльгейм и Юрий Оленин в Истомине. Конец ХIХ – начало XX вв. Усадьба Истомино.

В Истомино тогда помимо семьи Александра Алексеевича жила семья его родного брата Петра Алексеевича.Посещала и гостила в Истомино во время своих приездов в Россию сестра Александра Алексеевича, певица Мария Оленина-д’Альгейм, вместе со своим мужем, а позднее и с дочерью Марианной.

После 1917 г., несмотря на то,что А.А. Оленин принял революцию – усадьбу ему пришлось освободить и перебраться в Касимов, где он до 1921 г. работал в различных музыкальных учреждений города. В 1922 г. вместе с семьей Оленин уехал. в Москву.